Нормативные показатели речевого развития у детей
от 2 до 3 лет.
Показатели речевого развития |
Время появления в норме
|
Употребляет местоимение "Я" |
2 года 3 мес.
|
Адекватно использует названия цветов |
2 года 6 мес.
|
Согласует имена прилагательные
с существительными в роде (кроме
среднего рода)
|
К 3 годам |
Согласует глаголы прошедшего времени
с существительными в роде
|
К 3 годам |
Активно пользуется предложно-
падежными конструкциями
|
С 2 лет 1 мес. |
Понимает слова-обобщения, начинает
использовать их в активной речи
|
К 3 годам |
Понимает значение пространственных
наречий, употребляет их в речи
|
С 2 лет 3 мес. |
Произносит твердые звуки С, 3, Ц
|
С 2 лет 1 мес. |
Замечает неправильное звукопроизношение у
других детей
|
К 3 годам |
Начинает подбирать рифмы к словам |
С 3 лет |

В 3 года ребенок:
Владеет фразовой речью, практически не допускает аграмматизмов; при построении предложений употребляет предлоги, союзы; в его речи есть наречия, местоимения. О себе малыш говорит в первом лице, выражает с помощью речи свои желания. Если родители не теряли зря драгоценного времени, отведённого им для развития связной речи своих детей, то трёхлетний ребенок сможет описать несколькими предложениями любимую игрушку, рассказать о только что произошедшем событии. Речь для ребенка трех лет является регулятором его поведения: он слушается старших, то есть выполняет их указания, сделанные в словесной форме.
Ребенок владеет понятиями "посуда", "одежда", "овощи", "фрукты" в пассивной речи, хотя еще не пользуется ими в активной речи. Дети, с которыми проводились целенаправленные занятия по расширению словарного запаса, включают в свою речь прилагательные, обозначающие признаки по форме, размеру, цвету. Глагольный словарь обогатился названиями действий, которые уже умеет выполнить ребенок: рисовать, раскрашивать, катать, ловить, бросать мяч, прыгать, бегать и т. д. Малыш знает, что машины двигаются то быстро, то медленно; мяч летит вверх, а падает вниз; у человека есть правая и левая руки; он может сказать, какая вещь находится близко, а какая - далеко.
Звукопроизношение еще не совсем чистое, для четвертого года "оставлены" звуки Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Р', Р.
Добросовестные родители, конечно, привили своему малышу интерес к книгам, ведь более благодарного слушателя, чем 2-3-летний ребенок, не сыскать. Маленькие книголюбы смогут вам "прочитать" наизусть всю "Муху-цокотуху", расскажут "Репку", споют за колобка, попытаются тонким голосом возмущаться за Мишутку из сказки "Три медведя".

Нормативные показатели речевого развития у детей
от 3 до 4 лет.
Показатели речевого развития |
Время появления в норме
|
Употребляет в активной речи слова-названия
частей предметов
|
3 года 6 мес. |
Пользуется уменьшительно-
ласкательными суффиксами
|
С 3 лет |
Использует в речи приставочные глаголы
|
3 года 1 мес. |
Появляется словотворчество
|
С 3 лет |
Различает слова, отличающиеся одной фонемой
(типа жук - лук)
|
К 4 годам |
Произносит звуки Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Р
|
К 4 годам |
Замечает неправильное звукопроизношение в
собственной речи
|
К 4 годам |
Может пересказать знакомую сказку
близко к тексту
|
К 4 годам |
Побуждает взрослых играть с ним в
сказки, распределяет роли, изображает
голосом различных героев сказки |
К 4 годам |
В 4 года ребенок:
Вашему малышу четыре года. Он уже многое умеет: не стесняется говорить с посторонними, строит грамматически правильные предложения, словарный запас состоит из слов различных частей речи.
Заучивание наизусть стихотворений и чистоговорок способствовало улучшению звукопроизношения: речь стала внятной, четкой, практически все звуки ребенок произносит правильно.
Речевое дыхание удлинилось, голос приобрел нужный тембр, ребёнок может регулировать его громкость.

Нормативные показатели речевого развития у детей
от 4 до 5 лет.
Показатели речевого развития |
Время появления в норме
|
Использует родовые названия предметов |
С 4 лет 6 мес.
|
Пользуется суффиксами, обозначающими людей
по их профессии
|
4 года 6 мес. |
Может подбирать к словам антонимы
|
К 5 годам |
Продолжается словотворчество
|
В течение дошкольного детства |
Различает слова, отличающиеся одной фонемой
(типа рак - лак) |
С 4 лет 6 мес. |
Определяет наличие звука в слове
|
С 4 лет 6 мес. |
Находит место звука в слове по трем позициям
(начало, середина, конец)
|
К 5 годам |
Может составить рассказ по картинке или серии
картинок
|
К 5 годам |
Начало формирования внутренней (планирующей) речи
|
К 5 годам |
Звукопроизношение полностью соответствует норме |
С 4-5 лет |
В 5 лет ребенок:
У пятилетнего малыша речь чистая, внятная, без нарушении звукопроизношения, ведь в этом возрасте закончился процесс овладения звуками. Возросла речевая активность: малыш не только задает вопросы сам и отвечает на вопросы взрослого, но и охотно и подолгу рассказывает о своих наблюдениях и впечатлениях. Употребление предложений более сложной структуры является причиной встречающихся в речи ребенка пяти лет отдельных грамматических ошибок, чаще всего на согласование числительных с существительными. Сделаны первые шаги по овладению грамотой: малыш научился замечать в словах отдельные звуки, a npocтые слова пробует анализировать полностью.