| ||||||
|
| |||||
ДиагностикаДиагностика определения особенностей развития количественного и качественного словаря детей средней группы.
Составитель: воспитатель первой квалификационной категории Ольга Александровна Терещенко
Особенности развития количественного словаря. Цель: Выявить количественные накопления в словаре детей слов, обозначающих названия предметов посуды. Материал: 15 картинок с изображением посуды, мебели, игрушек, животных, транспорта, игрушка гномик. Описание: проводится по ходу игровых тестовых заданий №1,№2 (см. далее «Особенности развития качественного словаря»). Оценка: количественный подсчет правильно названных предметов на картинках- 1 балл равен одному названному слову: 15 – 13 баллов – высокий уровень; 12 -10 баллов – средний уровень; 9 баллов и ниже – низкий уровень.
Особенности развития качественного словаря. Задание №1 «Помоги гномику» Цель: Выявить умение точно обозначать предметы словом, владение видовыми понятиями по темам, а также умение выделять существенные признаки предметов и обобщать по ним. Материал: картинки по разным темам (посуда, мебель, игрушки, животные, транспорт и т. п ), игрушка гномик Инструкция: «К нам пришел гномик и принес много картинок, но что там нарисовано он не знает. Ты поможешь гномику рассказать, что изображено на картинках? -Как называется этот предмет? -Как ты узнал, что это…? -Как это все называется одним словом? -Расскажи, пожалуйста, про какой – нибудь предмет».
Задание № 2 «Найди лишнюю картинку» Цель: Выявить особенности использования детьми обобщающих слов, обозначающих родовые понятия, и умения оперировать существенными признаками родового понятия Материал: тот же Инструкция: «В магазин привезли разные предметы и гномик запутался, как они называются. В один отдел привезли вот эти предметы ( показ картинок с изображением посуды), во второй отдел привезли вот такие предметы (показ картинок с изображением игрушек). Но в каждом отделе продавцы что – то напутали, поставили неправильно один предмет. Помоги, пожалуйста, гномику разобраться. -Какой предмет здесь лишний? Почему? -Что продается в этом отделе? -Как ты узнал. Что это посуда? -Какую посуду еще знаешь?» Аналогично проводится с другими отделами (2-3) по тому же плану.
Задание №3. «Подбери пару». Цель: выявление уровня владения употреблением слов с противоположным значением Материал: разрезные картинки, например, по теме «посуда» - чашки и блюдца разного размера. Инструкция: « - Ребята, гномик разрезал все картинки и теперь не знает, какая чашка к какому блюдцу подходит. Давайте найдем все пары . - Какого размера чашка? - Какое блюдце к ней подходит? Почему?»
Задание №4 Игра «Чудесный мешочек» Цель: Выявление уровня владения обследовательскими действиями и их обозначением в речи, а также выяснение, по каким признакам дети опознают материалы в предмете Материал: три предмета из разного материала – стеклянный стакан, металлическая ложка, пластмассовая кружка; карточки – модели: глаза, нос, рот, ухо, рука. Инструкция: «Мы с тобой сейчас поиграем в «Чудесный мешочек». Попробуй угадать, что у меня спрятано в мешочке, только сразу не вытаскивай предмет. -Что это за предмет? -Из чего он сделан? Из какого материала? -Вытащи предмет и скажи: как ты догадался, что это сделано из такого материала? Самостоятельный осмотр предмета детьми и описание свойств и качеств. В случае затруднений даются задания: надави, согни, погладь, потрогай пальцем и т. д., после каждого задания задаются вопросы: какой предмет? Или предъявляются карточки – модели: что поможет узнать рука? нос? Рот? И т.д.
Все задания проводятся с детьми индивидуально.
Основные уровни (показатели) развития с бальной оценкой.
Высокий уровень (12 – 10 баллов): ребенок владеет видовыми понятиями- точно употребляет слова, обозначающие предметы и действия. Владеет системой обследовательских действий для определения цвета, формы, материала. Использует в речи слова, обозначающие обследовательские действия – цвет, размер, материал. Называет материал и некоторые его особенности. Дифференцирует и использует в речи слова – названия противоположных размеров предметов. Умеет объединять предметы в группу на основе всех существенных признаков, безошибочно пользуется обобщающим словом – понятием.
Средний уровень (9 -6 баллов): ребенок правильно называет видовые понятия – употребляет слова, обозначающие предметы и действия. Использует и называет некоторые обследовательские действия при анализе предметов. Называет только один предмет из данного материала, а другой не называет. Использует в речи слова, обозначающие лишь некоторые обследовательские действия. Называет противоположные размеры предметов. Объединяет предметы в группу, пользуется обобщающим словом – понятием на основе одного существенного признака родового понятия.
Низкий уровень (5 -1 балл): ребенок часто ошибается в названии предметов близких видов - затрудняется в точном соотнесении слова с предметом. Не знает и не называет обследовательские действия. Дифференцирует противоположные размеры предметов, но в речи не употребляет или допускает ошибки. Допускает ошибки в группировке предметов.
Каждое выполненное ребенком задание оценивается в баллах: от 1 до 3 в зависимости от качества его выполнения: 3 балла – выполненное задание соответствует высокому уровню 2 балла – выполненное задание соответствует среднему уровню 1 балл - выполненное задание соответствует низкому уровню | ||||||
| ||||||
Дата последнего обновления страницы 15.10.2021 Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |