Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 59 комбинированного вида

Колпинского района Санкт-Петербурга

 

Адрес: 196653, Санкт-Петербург, г.Колпино, ул.Вавилова, д.6, лит.А

NIke

 

Кризис трех лет

К трем годам резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого и соответственно изменяется поведение ребенка. Этот период - один из наиболее трудных в жизни ребенка - называется кризисом трех лет.

 

Основные проявления кризиса

 

  • Негативизм. Ребенок категорически отказывается делать то, о чем его просят, или делает наоборот, прямо противоположное тому, что ему сказано. При этом он дает негативную реакцию не на само действие, а на требование или просьбу определенного взрослого.

  • Упрямство и строптивость. Ребенок упорно настаивает на чем-то, даже на том, чего ему не так уж сильно хочется или двно расхотелось. Его строптивость направлена не против конкретного взрослого, а против сложившейся в раннем возрасте системы отношений. Он недоволен всем, что ему предлагают или, что делают другие.

  • Своеволие. Ребенок хочет делать все сам, стремится к самостоятельности во всем. Это стремление часто не соответствует возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

  • Обесценивание. обесценивание того, что было привычно, интересно, дорого раньше - старые правила поведения, старые привязанности к вещам.

  • Протест - бунт и деспотизм. Проявляется в частых ссорах с родителями. Ребенок стримится диктовать всем свою волю, он как бы находится в состоянии войны с окружающими. Если в семье несколько детей, то обычно возникает ревность - нетерпимое отношение к другим детям.

Все эти симптомы свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе, и он нуждается в изменении отношения  к немусо стороны родителей. Не стоит пугаться остроты протекания кризиса, яркие кризисные проявления говорят о том, что у ребенка сложились предпосылки для дальнейшего развития, происходит отделение от взрослого, он начинает выделять себя, как отдельного человека, проявлять самостоятельность.

 

Как помочь ребенку благополучно выйти из кризиса?

 

Вызывающее поведение ребенка можно рассматривать, как некое приглашение, призыв к родителям, упорядочить его мир, показать ему своей реакцией, что на самом деле важно, а что нет. Ребенку нужна твердость вашей позиции, но не меньше нужна помощь в освоении правил, в их принятии.

 

 Постарайтесь увидеть позитивные стороны проявления кризиса:

  • Упрямство - это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребенка качества.

  • Капризность - демонстрация собственной значимости для других, ощещение своего Я.

  • Эгоизм - проявление чувства собственного достоинства и т.п., вам будет легче принять происходящие в ребенке изменения.

 Продумайте стратегию поведения по отношению к ребенку: когда и на чем настаивать, с чем в его поведении мириться, и запишите все свои требования. Вспомните про светофор: красный цвет - строгий запрет, желтый - иногда можно проехать, но в основном "Стоп", зеленый - движение без ограничений. Подумайте, куда отнести то или иное требование. Например, требование ложиться спать в 21.00 - жесткое или возможны послабления в зависимости от ситуации? Важно решить, чего именно вы будете требовать строго, а где пойдете на уступки без внутреннего сопротивления.

 

 Будьте настойчивы и последовательны. Если вы сказали "нет", не меняйте позиции.

 

 Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Обычно пик упрямства приходится на возраст 2,5- 3 года. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки, но девочки капризнячают  чаще, чем мальчики. В кризисный период приступы упрямства и капризности могут случаться у детей по 5 раз на день, а некоторых чаще.

 

 Примите к сведению приступ капризности, но не очень волнуйтесь за ребенка. Оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.

 

 Не пытайтесь в это время что-либо внушать ребенку - это бесполезно. Ругать также не имеет смысла, шлепки еще сильнее его взбудоражат.

 

 Не сдавайтесь, даже когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно - взять его за руку и увести. Капризность требует зрителей, не привлекайте посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка!" Ребенку только этого и нужно.

 

 Постарайтесь переключить внимание ребенка: "А что там за окном воробьи делают?" - подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится. Хорошо, если у вас в запасе есть много способов "перехитрить" ребенка, добиться от него выполнения желаемого, не вступая с ним в открытое столкновение.

 

 Искусству ладить с ребенком необходимо учиться, и здесь вам помогут фантазия и юмор.

 

 

Материал подготовила - педагог-психолог Голдовская О.П.

Источники: Алябьева Е.А., Венгер А.Л., Крюкова С.В.

Дата последнего обновления страницы 15.10.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения